В любом случае два победителя бы — проиграли
каплями росы... молнией сверкнувшей...
— вот как всё на самом деле...
Юси Ёситака / Uchi Yoshitaka 1507-1551
В этой статье предлагаю углубиться во взаимосвязь таких родственных понятий, как композиция и компоновка, и попытаться уловить, как одно влияет на другое. Тема довольно сложная, поэтому можно подбираться к смыслам разными способами, например, как в этой статье — на примере конкретной фотографии.
Давайте взглянем на это фото ещё раз. Правда же, что всё, что на этой фотографии изображено, реально? Реальны все предметы и существа, мы понимаем взаимоотношения между ними: примерную дистанцию, время года и время дня. Это практически неопровержимые факты. При этом есть некто «за кадром», кто задаёт тон этой реальности. Если пользоваться терминами лингвистики, то есть тот, кто задаёт интонацию и ударение. И это придаёт картине субъективности. Это не так, «как на самом деле», а «так, как я вижу».
На самом деле эти собачки — добрые друзья, они играли в догонялки, бегая кругами по свежему снегу. Я сделал более 25-ти кадров, и лишь в один момент они остановились.
Две фигуры напряжённо замерли под медленно падающими хлопьями снега.
Их игра напомнила мне картины с поединками самураев в зимнем лесу. Именно этот сюжет я и решил вам показать, проиллюстрировав фотографию известным стихотворением японского автора. (Стих в эпиграфе к этой статье — дзисэй — предсмертный стих самурая. Перед совершением сепукку самураи писали небольшие стихотворения. В данном случае речи о самурайском ритуале нет, мне понравилось, как этот стих подходит к фото по смыслу.)
О композиции и компоновке в мобильной фотографии — можно прочитать здесь.
Фотография обладает интересным свойством — фиксировать правду, которую выбирает человек. Так получается, что правда в фотографии всегда дискретна, это кусочек реальности, оформленный границами кадра и мнением человека. Фотография становится самодостаточным сюжетом, в котором играют роли живые существа и реальные объекты. Это и есть композиция.
Теперь, думаю, становится более понятно, почему композиция не может быть правильной или неправильной. Композиция, на мой взгляд, может быть выразительной или невыразительной. Бывает, что её вообще нет. Именно этой возможностью отсекать всё лишнее и учатся оперировать фотографы и другие деятели визуальной культуры.
Этой возможностью умело пользуются рекламщики, часто показывающие нам чудесных людей. И вот уже каждый смотрящий рекламу понимает, что всё дело в продукте — надо его купить и станешь таким же чудесным. При этом рекламщики не обманывают нас по форме. Даже если вы уличите их использовании Фотошопа для ретуши, они возьмут мыльницу, сделают фотографии вспышкой «в лоб» и всё равно получат стильных и счастливых людей.
Зритель не видит всей картины, ему показывают лишь то, что нужно показать и в той степени, в которой нужно. Кадр за кадром, слово за слово строятся смысловые цепочки, создавая нужную кому-то композицию. Как вы уже поняли, правдой в фотографии можно управлять, это часть процесса.
Теперь о компоновке. Теоретиками и практиками искусств было доказано, что разное распределение объектов в кадре действует на восприятие людей. Например, точка, расположенная на диагонали, прочерченной с левого нижнего угла кадра к правому верхнему, будет вызывать ощущение подъёма, если линия идёт с левого верхнего в правый нижний — ощущение спуска. Точка, поставленная ровно в центре кадра, будет вызывать ощущение равновесия, а если её сдвинуть хотя бы на волосок, у большинства людей это будет вызвать ощущение тревожности. (Более подробно читайте здесь.)
Восприятие человека физиологично и у него есть свои законы. Вышеупомянутые описания — это обоснованные и научно доказанные знания. Изучая, как воздействуют на восприятие человека объекты, расположенные в кадре, можно усилить или ослабить выразительность сюжета. Я мог бы, например, немного завалить горизонт вправо и тем самым усилить ощущение тревоги и нестабильности ситуации, а также придать кадру ощущение динамики. Или встать так, чтобы одна собака была ближе ко мне физически, а другая дальше, и за счёт перспективы казалось бы, что одна собака намного больше другой. Можно было бы сильно размыть задний план или увеличить крупность плана, тем самым создав определённый акцент. Таких вариантов компоновки может быть очень много.
На мой взгляд, теоретическое изучение должно идти в такой последовательности: компоновка-композиция-эстетика. А в «боевых условиях» — последовательность может быть такова: эстетика-композиция-компоновка. Эстетика — тема для отдельной статьи.
Комментарии
Интересно. Небольшое
Интересно. Небольшое замечание - Готов дискутировать.
Жанр статьи неясен. Это личный опыт? Но тогда нет цепочки задача-варианты решения-критерии-выбор. Или полемическая - тогда неясно в чем проблема. Или Лайфак - тогда нет шагов по решению возникшего вопросы. Или поток сознания - тогда не видно цепочки озарений. В тексте много слов-маркеров, показывающих что пишется с позиции Учителя, Родителя, Сенсея. Норм, но тогда такой формат не очень помогает дискуссиям. :)
Ставлю смайлик в конце для снижения возможного напряжения Родителя от замечаний
Извините, но мой жизненный
Извините, но мой жизненный опыт не настолько велик, чтобы отвечать на предложенную вами многоуровневую и многосложную рефлексию, особенно сдобренную "Лайфаком" :). И всё это на мою заметку об очень простых вещах: композиции и компоновке.
"правдой в фотографии можно
"правдой в фотографии можно управлять, это часть процесса." Прямо в точку! Толковое эссе о субъективности даже "объективной" фотографии. О наделение своим смыслом кусочка многомерной реальности.
Круть?
Круть!
Добавить комментарий