Для начала о моей двоюродной бабушке, родной сестре бабушки по маме. Она жила в Серпухове, где поначалу жили и мы, помогала во всём, хотя и сама работала, ткачихой. А потом отца перевели в Москву. Она осталась одна, так и не вышла замуж, хотя в молодости, как говорят, была очень хороша собой. Сестра говорила, что замужеству мешал плохой характер и излишняя требовательность к женихам, каких, впрочем, было немало.
С её характером мы часто сталкивались. Бабушка время от времени приезжала к нам погостить. Поначалу всё было мирно, по-родственному, но спустя какое-то время настроение у неё заметно портилось, она становилась всё нетерпимее, раздражалась, дело доходило до скандалов. Помню её ядовитое шипение, когда мимо её любимого стула у стены на проходе, чтобы быть в курсе, шёл Михаил Иванович, мой отчим, которого она почему-то люто не любила. Обстановка в доме в конце концов становилась нетерпимой, и бабушку отправляли к себе, «спускали с лестницы» с узлами, с деньгами на дорогу, и не только. И даже спускаясь с нашего десятого этажа — лифт она не признавала, — продолжала громко сыпать проклятия в наш адрес. Но несмотря на все её выкрутасы, мы её по-родственному любили, радовались приезду, и только горестно вздыхали, жалея за плохой характер. Регулярно посылали ей денежные переводы, а когда по здоровью она уже не могла нас навещать, мама и отчим с сумками наперевес регулярно возили ей продукты и гостинцы…
Ну а причём здесь калоши и часы?
Ещё в детстве слышала, что бабушка отвергала женихов, потому что у тех не было калош. Не понимала, причём здесь калоши, ведь их можно купить, и совсем недорого. Почему-то не разобралась с этой проблемой в детстве, хотя, скорее всего, она меня серьёзно не занимала. Но всё же в моём подсознании занозой застряло, что причиной бабушкиного одиночества было отсутствие калош у её женихов. Что оказалось на самом деле: в её времена — а это было на границе веков, XIX и XX, — калоши, пока не наладилось их массовое производство, были редкостью и стоили очень дорого. И их наличие чуть ли не наряду с часами свидетельствовало о статусе человека. Отсюда и тогдашняя поговорка «При калошах и при часах». Как и другие, с ними связанные: «Щас, калоши надену!», то есть «ишь, разбежался!». Или: «Сесть в калошу», то есть «попасть впросак». Наличие поговорок, думаю, тоже означало, что калоши были по тем временам чем-то действительно значимым. И кстати вспомнила профессора Преображенского из «Собачьего сердца», который, видимо неслучайно, опасался пропажи калош, состоятельные владельцы которых и после революции оставляли их на лестничной клетке при входе в квартиру…
Дальше — больше, стала интересоваться историей калош, и она показалась мне любопытной.
В Европе где-то в начале 19 века появился каучук, «слёзы дерева» каучуконоса. О нём европейцы узнали от индейцев Южной Америки, обратив внимание на их мячи, непромокаемые ткани и обувь, пропитанные соком каучукового дерева. В Европе по примеру индейцев тоже стали пропитывать куски плотной ткани и надевать их на туфли. Но на жаре каучук плавился, издавал неприятный запах, а в холодное время ломался вместе с тканью.
Экспериментами с каучуком много лет занимался американский изобретатель Чарльз Гудийр, исследуя действие на него различных добавок. Как помнится, именно про Гудийра шутили, что если в городе встретишь человека в пальто и шляпе из каучука, в каучуковых сапогах и с каучуковым зонтиком, то это наверняка Чарльз Гудийр. Многолетние опыты Гудийра в 1839 году дали результат: добавив в каучук серу и «колдуя» над этой смесью на кухне, он случайно уронил капли смеси на кухонную раскалённую плиту. И случилась — вулканизация каучука. И резина. Своё изобретение Гудийр запатентовал через пять лет, в 1844-м. Так в Европе, в том числе и в Российской империи началась история калош и других многочисленных изделий из резины, и развернулось их масштабное производство.
В Российской империи, потом и в Советском Союзе выпускалось огромное количество калош, их вывозили за рубеж, их экспорт приносил немало доходов стране. В Советском Союзе разные калоши и другие резиновые изделия выпускала фабрика «Красный треугольник».
Поначалу калоши была без подкладки, но позже их стали выпускать с ярко-розовой байковой подкладкой, и их даже стали носить вместо туфель. Но калоши на валенки из тонкой резины так и остались без подкладки. Изобретение резины породило выпуск и многих других изделий из этого материала, в частности автомобильных шин. И одной из их семейства присвоили имя Гудийра. Кстати, изобретённый позже синтетический каучук так и не смог, как уверяют знатоки, превзойти натуральный для автомобильных шин.
Вдруг вспомнила, как у мамы, а потом и у меня, когда подросла, появились ботики — изящные невысокие резиновые сапожки с пустым каблучком, нежно-серого цвета. Их тоже выпускал «Красный треугольник». Надевались на дамские туфельки с каблучком, который и помещался в пустой каблучок ботиков. До сих помню, как в таких ботиках привлекательно выглядели женщины в сырую погоду. И как удобно было скинуть их в раздевалке театра и остаться в изящных лакированных туфельках. Вдруг, правда некстати, вспомнила и белые фетровые женские сапожки на устойчивом каблучке… Не знаю, куда пропала эта тёплая, удобная и изящная красота. Впрочем, видно, вместе с ботиками и многим-многим другим. Вместе с детством и юностью. Вместе с Советским Союзом…
P. S. На самом деле история калош начинается издавна. От мокрых ног человек спасался, изобретая самые разные аналоги будущих резиновых калош и успешно применяя их в сырую погоду. Как, к примеру, азиатские калоши из хлопка, азиатские калоши из шерсти. Ну а в наше время для изготовления калош используется не только резина, но и пластики, из них получаются более лёгкие изделия, к тому же яркие и разноцветные, даже праздничные, что скрашивает промозглость дождливых осенних дней…
Комментарии
Добавить комментарий