Мобильная фотография. Общие понятия. Часть1

Лёгкость, скорость, неприметность, удобство, простота, доступность... Вот некоторый список слов, которые характеризуют мобильность. Прогресс идёт вперёд, и камеры телефонов достигли высокого технического уровня, создав тем самым совершенно новое направление в фотографии не как компромиссное решение для тех, у кого нет денег на профтехнику, а как новый «лагерь», дополняющий и расширяющий фотографию как явление. И плюсов в мобильной фотографии очень много.

Самое важное, что ваша камера практически всегда с вами. Вы не платите дополнительные деньги за съёмку в различных парках или музеях, не говоря уже о том, что в некоторых местах снимать на что-то, хотя бы похожее на профессиональный фотоаппарат, вообще запрещено. На человека, который снимает телефоном, внимания обращают существенно меньше — это, прежде всего, безопасность, а также возможность незаметно делать снимки. И потом мгновенно делиться ими через интернет с друзьями со всего мира.

Да, и чуть не забыл, хотите вы этого или нет, покупая хороший фотоаппарат, человек автоматически повышает планку претензий к себе за качество отснятого материала. Но никто не будет себя ругать за то, что снял плохо на телефон, он же вообще-то для того, чтобы звонить. Вы расширите круг своих увлечений, научитесь видеть свет, равновесие и его отсутствие, научитесь смотреть на окружающий мир совсем по-новому.

О фотографии

Фотография относительно молодое и очень обширное явление, с множеством различных направлений внутри себя. На эту тему написано много книг. Есть авторы, которые всю сознательную жизнь посвятили изучению фотографии. К чему я все это говорю? Чтобы снять ответственность, конечно. Ведь исходя из темы, я не буду погружаться глубоко в изучение, даже мало того, напишу только о том, что субъективно считаю важным. Потому что сам я также обожаю снимать на телефон. А для тех, кто захочет чего-то большего, в конце всего цикла статей я напишу список литературы.

Фотография — искусство визуальное, и основой для её понимания является живопись. Художники за много веков изучили и определили фундаментальные принципы понимания гармонии цвета и композиции. Поэтому предлагаю разобраться с основными понятиями, а потом от простого к сложному начать использовать знания на практике.

Композиция и компоновка

Два термина, которые часто неправильно употребляют. Компоновка — это гармоничное, уравновешенное распределение объектов в кадре. Композиция — это история, которую нам рассказывают посредством изображения. Не переживайте, бывает, что на первый взгляд разница неочевидна. Теперь простым примером постараюсь объяснить разницу понятий.

Сравните две эти фотографии со спичками. Проанализируйте ощущения. На одной просто спички, максимум, что можно сказать — они разложены аккуратно в ряд. А на другой — отчетливо виден самолёт, и, думаю, большинство людей его даже смогут (надеюсь) классифицировать как истребитель. Чувствуете разницу теперь?

Для компоновки есть ряд универсальных правил. Для композиции их не существует. Средства одни и те же, а смысл разный. Давайте начнём двигаться от простого к сложному, и всё встанет на свои места. И начать лучше всего с правил компоновки.

Композиция и компоновка

Композиция и компоновка

Основные понятия для правильной компоновки кадра

Равновесие

Говорить о композиции и компоновке можно только в пределах границ кадра. И первое понятие, которое мы разберём подробнее, это визуальное равновесие. Так уж устроен наш зрительный аппарат, что хватит лишь взгляда, чтобы понять, есть ли равновесие в изображении.

Равновесие

Все объекты относительно рамки должны быть расположены так, чтобы создавалось ощущение равновесия. Здесь хочу отметить, что подразумевается не положение объекта в кадре физически (дерево, которое неустойчиво стоит). А расположение этого дерева относительно рамки кадра. Наличие равновесия создает ощущение покоя, отсутствие его — беспокойство. Начните с фотографии одного или двух предметов. Включив камеру на телефоне, поищите точку съёмки так, чтобы в кадр не попадало лишних элементов, и сделайте фотографию, учитывая эффект равновесия. Со временем вы начнёте замечать, что объекты светлее кажутся легче, а тёмные — тяжелее. Насыщенный цвет также влияет на визуальный вес. А лица или силуэты людей даже если и малы, сразу притягивают к себе внимание существенно большее. Так постепенно понимание равновесия из чисто визуального перейдет в более обширное понятие — визуальный баланс.

 

Равновесие

Равновесие

Равновесие

Продолжение в следующем номере.

Виктор КУХАРЧУК

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.