Выбор объектива для фотоаппарата

В прошлой статье, посвящённой зеркальным фотоаппаратам (Зеркальные фотоаппараты начального уровня), об объективах к ним мы упомянули буквально в нескольких предложениях. Но для выбора объективов, соответствующих вашим задачам наилучшим образом, этого явно недостаточно. Эту статью поэтому полностью посвятим выбору оптики.

Классификация

Объективы можно классифицировать по разным параметрам, например, по характеру объектов съёмки репортажная съёмка, съёмка в студии, съёмки архитектуры и пейзажей), по светосиле, по конструкции (объективы с постоянным и переменным фокусными расстояниями — зум-объективы) и, собственно, по величине фокусного расстояния. Рассмотрим вкратце класс объективов по последнему параметру.

Для начала – что такое фокусное расстояние (ФР)? Не вдаваясь глубоко в физику, скажем, что это параметр, определяющий «угол зрения» объектива. Чем ФР меньше, тем угол обзора объектива больше.

Рассмотрим, как делятся объективы по фокусному расстоянию.

Фиш-ай (fish-eye)

Фиш-ай (fish-eye) В переводе — «рыбий глаз». Это сверхширокоугольный объектив с углом обзора около 130 градусов и фокусным расстоянием до 16-ти мм. Что мы видим через такой объектив, можно понять, посмотрев в дверной глазок. Для чего используют такие объективы? В принципе для чего угодно — съёмка пейзажей, архитектуры, даже забавных портретов, с той оговоркой, что геометрически картинка будет очень сильно искажена — это плата за сверхширокий угол обзора.

Сверхширокоугольные объективы Сверхширокоугольный объектив

Такие объективы имеют схожий диапазон фокусных расстояний, примерно 10-24 мм. Главное их отличие от «рыбьего глаза» — геометрические искажения в них частично или полностью исправлены. То есть здание, снятое через такой объектив, не будет похоже на бочку, а портрет человека — на взгляд в дверной глазок. Однако для съёмки портретов гораздо лучше подойдут «нормальные» и портретные объективы с фокусными расстояниями обычно 50-85 мм, с углом обзора, близкого к человеческому глазу. Благодаря этому, портрет человека выглядит для глаза максимально «привычно».

Телеобъективы

Такие объективы обычно используют для съёмки удалённых объектов. Классический диапазон их фокусных расстояний 70-200 мм, хотя есть экземпляры с фокусным расстоянием и 500, и 1500 мм. Телеобъективы

Тилт- и шифт-объективы

Первые используются для получения при макросъёмке резкого изображения протяжённых объектов, которые неперпендикулярные, а также для создания художественных эффектов. Вторые — для съёмки архитектуры, которые позволяют избавиться от искажений перспективы, всегда возникающих, например при съёмке зданий, если при фотографировании мы стоим перед зданием на земле, а не находимся в доме напротив примерно на середине его высоты. Такая возможность, как мы понимаем, существует далеко не всегда, в этом случае нас и может выручить шифт-объектив. Как правило, данный вид оптики выпускается одновременно с обеими функциями (тилт-шифт).

Макрообъективы

Используются для макросъёмки, то есть для съёмки небольших объектов крупным планом. Типичное для них фокусное расстояние 50-100 мм.

Зеркально-линзовые телеобъективы

Содержат помимо линз сферические зеркала. Такая конструкция, позволяя делать телеобъективы более компактными, имеет однако существенные недостатки, например, низкую светосилу и отсутствие регулируемой диафрагмы. Широкого распространения такая оптика не получила.

Сразу оговоримся, что данная классификация приблизительна и описывает картину в общих чертах.

Универсальная оптика

Универсальная оптика Есть целый класс объективов, имеющий большой диапазон фокусных расстояний, например 18-135 мм или даже 18-200 мм. Они недорогие и, как правило, даже оснащены стабилизатором изображения — оптическим устройством, встроенным в объектив для устранения «тряски» и смазывания при съёмке без штатива. В чём же «подвох»? «Подвох» — в качестве картинки. Нет, она неплохая, но самый недорогой портретный объектив даст изображение человека гораздо лучше, художественнее, чем универсальный. Увы, в оптике чудес не бывает, поэтому, как правило, с течением времени большинство фотографов переходят с универсальных объективов на оптику с фиксированным фокусом, покупая несколько экземпляров, перекрывающих нужный им диапазон фокусного расстояния. Путешествия — это та основная область, где применение универсальных объективов оправдано, когда нет желания таскать с собой несколько объективов и постоянно менять их на фотоаппарате.

Светосила

Светосила объектива Светосила объектива — величина, характеризующая степень ослабления объективом светового потока. Значение её можно найти на корпусе объектива, выглядит оно в виде цифр, например 1:1,8 или 1:1,4 для объективов с фиксированным фокусным расстоянием, или как, например, 1:2,8 – 4 для зум-объективов, у которых светосила падает при зумировании. Недорогие универсальные зум-объективы имеют, как правило, обозначения 1:3,5 – 5,6, это означает, что при съёмке на широком угле объектив имеет светосилу, равную 1:3,5, а при максимальном зумировании — 1:5,6. Как вы поняли, чем больше число, обозначающее светосилу, тем она меньше. Объективы с фиксированным фокусом, как правило, могут «похвастаться» большей светосилой, чем зум-объективы. Значение её, как правило, от 1:1,8 и меньше. Это позволяет более эффективно использовать такие объективы в условиях недостаточной освещённости.

Производители

Помимо Canon, Nikon и Sony, традиционно выпускающих оптику для собственных фотоаппаратов, объективы выпускаются и под марками Sigma, Tokina, Tamron, Samyang и некоторыми другими, менее распространенными. Эти фирмы выпускают объективы для всех основных производителей фотоаппаратов. Оптика других производителей, как правило, дешевле, но уступает по качеству изображения или техническим характеристикам.

На наш взгляд, критерием выбора объективов для начинающего фотографа может быть то направление фотографии, в котором он собирается работать. Если это вдумчивая, не спешная студийная съёмка — подойдут портретные объективы с фокусным расстоянием около 50-ти мм. Съёмка пейзажей и архитектуры — широкоугольная оптика 10-24 мм. Фотоохота на животных, птиц, съёмка удалённых объектов – для этих целей лучше всего подойдёт длиннофокусный зум 70-200 мм. Если планируете брать фотоаппарат в поездки и путешествия, вам пригодится универсальный объектив с максимальным зумом, например 18-200 мм.

Удачных вам кадров!

Михаил ДЕНИСЕНКО
Юлия КАВЕШНИКОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.