О преподавании изобразительного искусства на Руси

Изображение букв

В этой статье я хочу коснуться истории изобразительного искусства и бросить взгляд на тенденции его развития в России. Эти тенденции касаются таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика и скульптура.

Интерес к рисованию на Руси начал формироваться в отдельное серьёзное направление ещё в XI веке. Вначале развивались книжная графика и миниатюра. А в рукописных книгах непременно украшались буквы. В графическое изображение вплетались не только орнаменты, но и замысловатые птицы, рыбы, цветы.

Очень интересно, что серьёзный толчок развитию этого направления задаёт функциональность — необходимость издания и украшения книг. Это направление бурно развивается и далее переходит на другие стадии своего развития.

В монастырях, как мужских так и женских, теперь не только развивают каллиграфический почерк, но и преподают рисование. По сей день книжная графика является одним из основополагающих направлений. Жаль, что с появлением компьютера в художественных училищах и академиях теперь почти не преподают каллиграфию. А ведь этот предмет не только развивает чувство эстетики, но и обогащает работы художников возможностью сделать каллиграфическую надпись. В быту даже простые каллиграфические надписи, сделанные от руки, привносят в нашу жизнь крупицу эстетики мира искусства.

Мы немного отвлеклись, вернёмся к истории преподавания. Главной задачей уроков каллиграфии и рисования — было приобретение уверенного и красивого почерка. При этом упражнялись, работая пером, так как именно при владении пером вырабатывается уверенность руки.

В XVIII веке на рисование начинают смотреть, как на предмет, развивающий образность воображения. Считается, что это способствует развитию умений. Рисование как отдельный предмет начинают преподавать в Морской академии. Затем рисованием начали заниматься воспитанники хирургической школы при военном госпитале в Санкт-Петебрурге. И так продолжилось расширение предмета рисования в другие учебные заведения России.

Первый серьёзный учебник по рисованию был издан в России в 1735 году. Учебник был переведен с немецкого. Это был материал И. Д. Прейслера, книга называлась «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству».

Учебник предлагает начать обучение с самых простых вещей – прямых и кривых линий, простых геометрических фигур, создания объёма, затем перейти к рисованию частей человеческого тела и фигуры в целом. Эта методика обучения рисованию остаётся неизменной и по сей день. Каждый педагог интерпретирует задания по-своему, объясняет и отмечает нюансы, на которые следует обратить внимание, исходя из своего опыта, но в целом обучение классическому рисованию происходит по всё той же системе.

Первые учителя-иностранцы, руководствуясь материалами Прейслера, давали много заданий копировать работы из пособия. Поэтому методика Прейслера студентами называлась «копировальной», хотя сам мастер непрестанно повторял о том, что рисовать нужно с натуры, а также необходимо подробно изучать анатомию.

Вслед за Прейслером русские мастера-преподаватели развивали и формировали русский стиль в живописи и рисунке. В XIX веке Русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди академий художеств Европы. Многие живописные полотна стали хорошо известны в Европе, например, «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова, написанный в 30-е годы XIX века.

В 1834 году А. П. Сапожниковым был издан «Курс рисования». Это было первое пособие, созданное для преподавания рисования в общеобразовательных заведениях. Первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Курс рисования мастер начинает со знакомства с линиями, углами и геометрическими фигурами. Затем постепенно переходит к рисованию объёмных предметов.

В отличие от Прейслера, Сапожников создаёт специальные проволочные модели предметов разной конфигурации, чтобы наглядней изучать законы перспективы и закономерности построения. Эти приёмы сейчас кажутся нам очень простыми, но на деле очень облегчают восприятие построения формы начинающим студентам. Просто и наглядно демонстируются законы природы, перспектива, построение. Будь то простой предмет, нагромождение разных предметов или рисование сложных форм с натуры.

Для наглядности Сапожников при рисовании, например, гипсовой головы рядом с постановкой ставил её проволочную модель, прототип того же размера.

Когда рисование простых фигур, нагромождения фигур и гипсовые головы были освоены, Сапожников переходит к преподаванию композиции и рисованию человеческой фигуры.

Несмотря на то, что Сапожников и Прейслер настаивали на рисовании с натуры вместо копирования, но именно Сапожникову удалось воплотить это в жизнь. Многие его приёмы были взяты впоследствии на вооружение всеми художественными заведениями России. Рисование с натуры заставляет рассуждать и анализировать.

Развитие русской живописи и рисунка не заставили себя долго ждать. Бурное развитие художественного жанра продолжалось до того момента, пока не начали вносить изменения в основы теории преподавания.

Утренний натюрморт

 К. С. Петров-Водкин,

«Утренний натюрморт», 1918 г.

Портрет В. В. Стасова

 Илья Репин,

Портрет В. В. Стасова. 1883 г.

Марианна КАРНАУХ

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
3 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.