Как разобраться в многообразии различных школ и направлений тайцзи-цюань?
Мое знакомство с тайцзи-цюань состоялось так. После нескольких лет занятий спортом в юности у меня осталась потребность в физических упражнениях, но не было желания заниматься таким спортом, где нужно было бы участвовать в соревнованиях, хотелось каких то спокойных занятий, так сказать, для души и тела. Я периодически посещал тренажёрный зал и секцию водного туризма. Однажды в конце 80-х годов прочитал объявление в газете «приглашаются люди на занятия тайцзи-цюань». О тайцзи в то время я не имел ни малейшего понятия, меня привлекло необычное название. Только постепенно в ходе занятий я начал понимать, что это за «зверь» такой, а вначале привлекли необычные движения и упражнения, которые раньше делать не приходилось, а также спокойная, дружелюбная обстановка в зале.
Сейчас ситуация иная, многие люди перед тем, как прийти в какую либо секцию или группу, где занимаются различными видами восточных практик, будь то единоборства, йога, цигун и так далее, уже имеют представление, куда они пришли и чем должны заниматься, эту информацию они получают из различных источников. Это могут быть исследовательские или рекламные статьи, где описываются достоинства и преимущества той или иной системы, а могут быть рассказы знакомых, которые имеют опыт таких занятий. Уже выпущено довольно много книг, среди них есть и переведённые первоисточники как с философскими, так и практическими материалами. И конечно же, Интернет позволяет получить практически любую информацию.
Это, с одной стороны, хорошо, человек может выбрать те занятия, которые соответствуют его запросу, а с другой — не очень так как представление, которое было сформировано на основании полученной информации, и опыт, который получит человек, могут разниться. Даже при родственных практиках в разных школах может быть разный подход в обучении и выполнении форм и отдельных упражнений. Во многом это связано с тем, какие знания и где получил сам преподаватель и какие цели он ставит перед учениками. Времена изменились, сейчас многие тренеры, инструкторы обучались и продолжают обучаться у признанных мастеров, чьи предки были родоначальниками того или иного восточного искусства, но чем дальше знания передаются по «цепочке», тем изменчивей может становится методика тренировок, и на «выходе» получаются различные варианты выполнения форм.
Что касается тайцзи-цюань, есть характерные особенности, ориентируясь на которые можно составить представление о имеющихся в настоящие время стилях и школах. В Китае принято считать, что существуют пять основных стилей: тайцзи-цюань семьи Чень, тайцзи-цюань семьи Ян (наиболее известные и популярные стили), а также стили У Юйсяна, У Цзяньцюаня и Сунь. Можно также выделить сформировавшиеся в настоящие время спортивное и оздоровительное направление тайцзи-цюань. Мне более знакомы стили Чень и Ян и некоторые оздоровительные формы.
В традиционных школах обучение начинается с разучивания формальных комплексов, которые представляют собой набор различных движений, имеющий прикладное значение, эти движения подготавливают тело к выполнению определённых приёмов, которые потом отрабатываются в туй шой. Туй шой — это тоже набор формальных упражнений, имитация спарринга, поэтому практикуется с партнёром. Следуя традиции, изучаются и комплексы с оружием, такими как меч, сабля, копье и другие.
Стиль Чень представлен двумя формами без оружия, так называемая первая линия из 83-х форм, вторая линия «паочуй»(пушечные удары) — комплекс с прямым мечом «дзянь», саблей «дао», длинным шестом и копьём.
На фото фрагмент выполнения 1-ой формы тайцзи-цюань семьи Чень.
На фото фрагмент комплекса с саблей «Дао»
Вот видеоролик представителя 20-го поколения Чень Чень Биня.
В школах Ян изучают основной комплекс из 108-ми форм, а также комплексы с оружием.
На фото элемент из тайцзи-цюань стиля Ян.
На видеоролике представитель стиля Ян Чен Манчин, ученик Ян Ченфу (внука основателя стиля Ян — Ян Лучаня).
Также имеются и сокращённые формы на базе традиционных стилей, они адаптированы под современных людей, они не так сложны и для их исполнения требуется меньше времени. Например, Чен Манчин создал довольно популярный в настоящее время комплекс из 37-ми форм. Но составляя такие формы, мастера сохраняют основные движения, выражающие характерные особенности школы.
В оздоровительном направлении наибольшей популярностью пользуется « 24-я форма», она так называется, потому что состоит из 24-х движений, она была создана на базе стиля Ян группой китайских мастеров в рамках программы по оздоровлению нации в конце 50-х годов прошлого века. Есть формы и короче, состоящие из 12-ти и 8-ми движений. Также иногда берут какое-то одно движение из формы и практикуют его, это может быть шаг тайцзи, «руки облака» и другое.
Уже некоторое время мировая федерация УШУ борется за право включить УШУ, и тайцзи-цюань в том числе, в программу Олимпийских Игр.
На видео так называемый модерн тайцзи-цюань.
Сейчас практически во всех группах, где занимаются тайцзи-цюань, можно посетить ознакомительное занятие, чтобы иметь более полное представление о том, чем и как вы будете заниматься, а также задать интересующие вас вопросы тренеру.
Комментарии
Добавить комментарий