Остановимся сначала на некоторых основных приёмах, которые применяют художники. Что бы они ни рисовали, эти приёмы остаются неизменными. Речь о том, как художники выстраивают постановку рисунка. Возьмём сложный пейзаж с множеством деталей и акцентов, например, вот это изображение Венеции.
Новичку такой сюжет может показаться очень сложным, но секрет в том, что художники смотрят на объект, прищурив глаза. От этого все затенённые плоскости сливаются в одну массу, а освещённые — объединяются между собой. Тогда чётче видно, как соотносится цвет неба с цветом моря и домов. Видно, где темнее, где светлее и какие цвета преобладают. Фактически видим упрощённую версию того же самого пейзажа, но без деталей.
Это хорошо просматривается на примере почти той же картинки, фотография которой уменьшена в разы.
Работа художника-импрессиониста как раз и отличается от работы художника-реалиста тем, что первый не прописывает детали, как бы останавливаясь на начальных этапах работы.
Теперь приступим к пейзажу. Если работаем на пленере, вначале очень важно хорошо закомпоновать (расположить) сюжет на листе. Для этого можно сделать несколько набросков, даже если вы уверены в себе, и выбрать лучший.
Когда сюжет выбран, композиция найдена и сделан маленький эскиз, можно приступать к рисованию взятого сюжета на холсте или на листе бумаги. В данном случае я использовала акварельные краски.
Сначала нужно закрасить все части белого листа, чтобы сопоставить, правильно ли подобрано сочетание светлых и тёмных оттенков. Только так будет видно, выбраны ли верные оттенки и достаточен ли контраст между светлыми и тёмными плоскостями.
Чтобы не потеряться в деталях, затемняем теневые стороны и оставляем светлыми — освещённые. Рисунок при этом напоминает построение и оттенение простых геометрических фигур (рис. 1).
Далее выбираем стиль и степень завершённости работы. Теперь можно прорабатывать детали, используя цвета и оттенки из взятой цветовой базы. Это означает, что вариации акцентов будут выдержаны в выбранном колорите данного фрагмента освещённой или затемнённой плоскости. Тогда всё будет выглядеть гармонично. Работа не будет раздробленной, не будет распадаться на части (рис. 2-4).
Очень важно помнить о главном принципе освещения предметов: если предметы или пейзаж освещены тёплым светом (жёлтым ярким солнечным), то тени будут холодными — синеватыми. Если же освещение холодное (пасмурный день), то тени обязательно будут тёплыми — коричневатыми.
И вот ещё один немаловажный момент. В природе все предметы вдали более блёклые, чем предметы на первом плане. Это связано с плотностью и голубоватым цветом воздуха. Поэтому чем дальше предмет, тем расплывчатей его очертания, а его тон имеет голубоватый оттенок. В работах непременно стоит учитывать этот принцип, его можно даже подчёркивать и слегка гиперболизировать. Например, чтобы привлечь внимание к предметам на переднем плане, их можно сделать контрастней и ярче.
Чтобы сверить работу с оригиналом, всем начинающим и даже опытным художникам время от времени нужно отставлять работу на небольшое расстояние и сравнивать её оттуда с постановкой, прищурив глаза. Так можно увидеть ошибки и затем исправить их.
Комментарии
Добавить комментарий