Более года назад занесла меня судьба в село Поречье, что под Бежецком. В расположенном там православном храме проводится реставрация, и нас с бригадой пригласили поучаствовать в покрасочных работах. Реставрировать Церковь Троицы Живоначальной в Поречье начали давно – с тех самых пор, как там стал служить батюшка протоиерей Отец Геннадий. Сам он из Москвы, и история, итогом которой стало изменение его места служения, мне неизвестна. Вслед за батюшкой потянулись в Поречье и москвичи-прихожане. Многие старые дома были ими скуплены и обустроены – село стало оживать. Насколько я понял, в настоящее время храм реставрируется на средства прихожан, тех, что приезжают на службы из столицы.
В интернете можно найти множество восторженных отзывов людей, посетивших храм. Согласен и присоединяюсь. Место действительно особенное – живое и благодатное. И всё же во время пребывания в этом месте меня заинтересовали вещи и более простые – те, что вне конфессии – и бытовые, и исторические. Вот о них и будет рассказ.
Помногу работать в храмах раньше мне не доводилось, поэтому некоторые бытовые вещи я осмысливал впервые. Например, вопрос отопления таких огромных помещений. Ведь ещё не так давно не было котельных и центрального отопления. Просветили строители-старожилы, которые работают в Пореченском храме чуть не десяток лет. Понятно, что ранее храм отапливался дровяными печами, но какими! Размер в плане одной из печей был более чем 4,5 м на 3 м. Вторая печь, отапливавшая алтарь, была немногим меньше (сейчас все старые печи демонтированы). Интересно, что все дымоходы были проведены внутри кирпичных капитальных стен, а какая-то часть дымоходов из кирпича шла под полом. Можно представить количество дров для отопления в серьёзные холода и затраты труда истопников. В настоящее время у храма построена своя котельная, проведена трубная система с современными отопительными приборами. Но даже теперь, по словам дедушки-истопника, на отопление храма уходит не меньше кубометра дров в сутки.
Современная котельная и дровяной склад. И гора дров в процессе обработки.
Как оказалось, у храма в Поречье редкая судьба. Службы в нём не прекращались с момента основания в конце XVII в. Если брать времена до революции – этот факт неудивителен. Тогда религия была одной из главнейших опор государственности. Но после революции 1917 года, особенно в период становления советской власти, церкви разрушались или отдавались под бытовые нужды массово. Тем не менее службы в Троицкой церкви шли и в то сложное время. В сороковых годах батюшку Александра (Соколова) чекисты вывезли на полигон под Москвой и там расстреляли. Горсть земли с предполагаемого места его гибели сейчас хранится в храме как реликвия.
Долгое время храм в Поречье оставался единственным действующим храмом в округе. Все остальные церкви были разрушены или закрыты. И всё же в то опасное для верующих время находились люди, которым удавалось спасти и сохранить что-то из церковного имущества из этих уничтоженных храмов. Позже спасённые вещи прихожане приносили в Пореченскую церковь. Так продолжалось годами, и в итоге в храме скопилось огромное количество церковной утвари. Все эти вещи занимали добрую половину зала церкви, и в процессе проведения работ нам приходилось многократно всю эту утварь перемещать.
Прикасаясь к таким старинным вещам, конечно, проникаешься... как бы просыпается интерес исследователя связи времён. Что-то внутри вдруг находит подтверждение реальности происходившего ранее в этом храме, даже чувствуется некая связь с неизвестным мастером, который изготовил этот предмет, возможно, им пользовался... Было несколько шкафов со старыми церковными книгами. Такие шкафы приходилось освобождать от книг, книги переносить. Среди них попадались очень древние – не печатные, некоторые в переплетах из тонких досок, некоторые в переплётах из кожи. Конечно, пришлось переносить и большое количество икон, тоже очень солидного возраста. Но более всего мне понравились иконостасы, тоже очень старые, работы мастеров резьбы по дереву. Вот, например, уже отреставрированный…
Для тех, кто немного знаком с деревообработкой, подобные примеры сложной резьбы выглядят впечатляюще. Да, можно примерно понять, как это исполнено, какими инструментами… Но количество вложенного труда, усилий очень велико даже для небольшого элемента. Вот, например, малый фрагмент старого иконостаса…
Сначала я думал, что он склеен из нескольких кусков – было бы гораздо проще сделать все элементы рисунка по отдельности. Но при осмотре выяснилось, что весь фрагмент вырезан из цельного куска дерева (скорее всего, липы).
Особое место в воспоминаниях о Пореченском храме занимает осмотр колокольни, куда нас на экскурсию сводили местные строители. Это весьма немаленькое сооружение, пристроенное к храму, – до самой высокой точки шпиля 47 метров.
Вид на старый купол. Эта часть храма построена в XVII веке, а в конце XVIII построили остальную, более низкую часть и колокольню.
Таким образом – ярус за ярусом — воздвигалось сооружение. Видны отверстия от балок временных сооружений.
А вот, собственно, и сами колокола…
В это место много лет назад ударила молния…
Поднялись мы, конечно же, на самый верх – всё было очень интересно. Там на высоте 40 метров открывается широкий обзор окрестностей. И становятся видны две соседние колокольни. Как мне объяснили, до них 10-15 километров. Эти колокольни остались, а церкви рядом с ними были разрушены. Так вот, оказывается, колокольни издревле использовались для передачи сигналов. Создавалась такая сеть, скорее всего, на случай различного рода бедствий, в том числе войн.
В завершение скажу, что удалось нам познакомится и с батюшкой Геннадием. Действительно, очень простой и светлый человек, он благословил нашу работу.
Приятно, что храм в Поречье преображается усилиями людей, прикоснувшихся в Вере. Конечно, объём работы ещё предстоит немалый, но всё же большая часть реставрационных работ уже завершена. И очень радостно, что и наша малая толика участия в этом тоже есть.
Комментарии
Добавить комментарий