Как я побывала в "другом мире". Канонерский остров

Если бы вы хотели ощутить себя в другой реальности вроде кино или книги, — отправляйтесь в Санкт-Петербург. Но не на Невский проспект с его туристами, не на Крестовский остров с его идеальными парками, и даже не в Петергоф и Эрмитаж. Возьмите курс на Канонерский остров — и вы никогда не забудете этого путешествия. Особенно если пойдёте пешком. А по-другому я и не советую.

 

Совсем чуть-чуть предисловия

Дело в том, что попасть на остров можно только одним путём — через подводный туннель. Не буду сильно углубляться в историю — за меня это уже сделала Википедия и другие источники. Только скажу, что на заре существования Петербурга в XVIII веке остров был гораздо меньше и назывался «Батарейным», потому что был по сути складом пороха и боеприпасов и находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии. К концу XVIII века он ненадолго стал учебным полигоном, и за ним закрепилось уже известное нам название «Канонерский», потому что в переводе с французского «канонер» означает «пушкарь». В 70-х годах XIX века между Гутуевским островом (считай, материком) и Канонерским островом был проложен Морской канал. То есть попасть на остров можно было только на пароме или катере. И только в 1983 году был построен туннель, соединивший эту зону с остальной частью города.

 

 

Переход

Ни одна историческая статья не расскажет вам, что на Острове открывается действительно иной мир. Пока вы идёте по туннелю — вселенная вокруг успевает сжаться в точку: вокруг полутьма, освещаемая лишь фонарями по стенам.

Обострившийся слух выхватывает из мглы каждый шорох, быстро перерастающий в громогласный гул, — это проехала «легковушка». А каждый мчащийся мимо грузовик заставляет вспомнить «Девятый вал» Айвазовского — настолько акустика туннеля и собственное восприятие обостряют звуки. При этом вы идёте по узенькому тротуару меньше метра шириной. Постепенно этот поход начинает напоминать то ли гномьи копи Мории из «Властелина колец», то ли эпизод с туннелем в «Солярисе» Тарковского, то ли вовсе поход Моисея по дну Красного моря.

И даже лучше, если мимо проезжают, оглушая, машины. Потому что когда в туннеле наступает тишина — она плотнее самого громкого звука. Приходит понимание, что над тобой толща воды, а ты — всего лишь тень, идущая из одного мира в другой. И вот — внезапно — дорога начинает идти вверх… И ты, нет, не выходишь – буквально взлетаешь из подземных недр на широчайший светлый простор! Вокруг тебя – корабли, а над тобой — бескрайнее небо и бесконечная линия эстакады ЗСД (Западного скоростного диаметра), по которой ездят по ночам после разведения мостов.

Весь этот путь я прошла с другом и чувствовала себя, как Данте в «Божественной комедии», которого Вергилий ведёт через ад. Тем смешнее, что когда мы вышли «на свет Божий» и увидели небо и особенно громаду ЗСД над портом, моих двух филологических образований хватило только на то, чтобы сказать: «Вот это вот, конечно, монументальная фигня!».

Уже потом, когда мы пошли дальше и отсмеялись, мысли мои пришли в порядок, и я только удивлялась, как в черте города может существовать настолько «другой» мир.

 

В чём секрет?

Как минимум сразу бросается в глаза отсутствие любых кафе, ресторанов, вообще туристических объектов. Хотя Канонерский парк (естественные песчаные наносы, на которых успели вырасти рощи) сам по себе является рекреационной зоной. Здесь находится огромный песчаный пляж, а невысокие дома просто утопают в зелени.

Людей на улицах — крайне мало, а те что есть — бредут себе куда-то по своим делам, и создаётся иллюзия, что они тебя совсем не видят. И только дети иногда обращают взгляд в сторону твоего объектива.

Поскольку нет общественных культурных пространств — нет и громкой музыки. Единственная музыка Острова — это многоголосый хор ветров, прилетающих с Финского залива. И неважно, какая на улице погода и сезон, — контраст полупустынного пляжа и уютных дворов с нависающей на огромной высоте циклопической ЗСД создают ощущение, что находишься то ли в компьютерной игре, то ли в фантастической книге, то ли вовсе в постапокалиптической реальности, а тот мир, из которого пришли через туннель, — просто какой-то сон. Даже время здесь идёт будто совсем иначе. Невольно вспоминается ещё одно гениальное произведение — анимационное: «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки.

Вернулись домой мы, конечно, на автобусе. Для второго пешего перехода через туннель я была уже слишком переполнена впечатлениями.

 

Вывод

В Петербурге я была не первый раз. Но «Канонерка» или «Канары» (так называют остров местные) — первое место, куда мне хочется вернуться как можно скорее. В частности потому, что ещё до XVIII века финноязычные племена называли остров «Кошачьим» — «Киссасаари», и точное происхождение этого названия Интернет дать не может. Однако в память о старине на острове есть маленький памятник Коту — очеловеченному. Для меня это оказалось чем-то «знаковым», так как в детстве я придумывала много сказок о мире Кошек с человеческими чертами.

Так что поедете в Петербург — обязательно посетите Остров. И — гарантирую — вы как минимум получите незабываемые впечатления на всю жизнь. А может быть, как и я, пересоберёте себя заново.

 

См. также фоторепортаж "Канонерcкий остров. Санкт-Петербург".

Алина АПОЛЛОНОВА

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
4 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.