Это не руководство к рисованию и не обучающая программа. Скорее — заметки по теме. Если для профессиональных художников наброски — это часть профессиональной деятельности, то для остальных — это просто увлекательное занятие, приятное времяпрепровождение, что особенно актуально в наше непростое время когда круг привычных занятий ограничен.
Наброски (или лёгкие рисуночки, зарисовки) — это просто развлечение, игра, удовольствие. Если этот процесс не приносит радости, то в нём пропадает главное — лёгкость, простота, лаконичность, игривость, минимум средств. И никаких рамок, ограничений, критики и самокритики. Здесь нельзя ошибиться, сделать неправильно: как получается, так и правильно. Просто они могут кому-то понравиться, а кому-то нет. Ну, как и всё в искусстве.
Другое дело техника. Наброски могут быть техничными, умелыми, профессиональными. А могут быть не техничными, дилетантскими, ученическими, детскими. Но они всё равно хороши и самобытны. Главное, ничего не бояться и помнить, что всё получится. Набросок не может не получиться. Даже если всё криво и косо. Он выполнил свою задачу — принёс вам радость творчества и ещё принесёт радость лет через 20-40, когда вы его найдёте на дне старого ящика с бумагами.
Итак, с чего начать? Смотрим вокруг и выбираем тему, лучше сначала что-то попроще: дерево за окном, цветок на подоконнике, чашку и чайник, настольную лампу и книгу — почти всё равно что, главное, начать рисовать. Берём бумажку и карандашик и уплываем в воображаемый мир форм.
Слегка проводим основные линии формы. Смотрим, чтобы рисунок хорошо расположился на листе, чтоб занял всё пространство листа (был не большой и не маленький). Потом уточняем форму, несколько раз бегая глазами взад-вперед от натуры к рисунку. И заставляя карандаш как бы танцевать по бумаге, почти не думая, что делаете, рука сама ведёт. Постоянно сравниваем все точки наброска друг с другом: что выше, что ниже, что правее, что левее. И тут же можно начать заполнять форму тоном. Опять сравниваем, что темнее, а что светлее. Эти тональные пятна необязательно должны точно совпадать с линиями формы, пусть они будут слегка мимо. В наброске это можно. Потом можно будет более точно подчеркнуть форму новыми сильными линиями.
Общий принцип что в наброске, что в длительном рисунке, один: от большего к меньшему, от целого к деталям, от общего к частному. А под конец — опять обобщаем все разрозненные детали, без сожаления жертвуя частностями ради целого.
Что значит начинать с общего? Это значит, что в любой сложной форме увидеть простую геометрическую форму: квадрат, прямоугольник, овал, круг и др. Или несколько геометрических форм. Например: вот лежит кошка. Её туловище — это овал, кружок — голова, треугольники — ушки. В общем-то, больше ничего и не надо, она уже читается. Дальше зритель сам дофантазирует. В набросках лучше что-то не закончить, не дорисовать до конца, чем переработать. Эта незавершенность придаёт картинке особый трепет жизненности. Зритель сам заканчивает её в своем воображении и становится соучастником творчества. В незавершённости часто скрывается художественность. Когда в наброске много сказано, он переходит в рисунок, часто в длительный, и может стать скучным и неприятно натуралистичным. Здесь надо уметь вовремя остановиться. Лёгкость, лёгкость — самое главное.
Технически наброски могут быть чисто линеарными, линеарными с лёгкой тонировкой, чисто тональными (идущими от пятна), точечными, стилизованными и др. Самый распространённый — линеарный принцип. Смело прорисовываются контуры форм красивыми трепетными линиями. При этом в местах стыков и слома форм эта линия становится более интенсивной и напряжённой. Лучше линии проводить неоднородными то усиливая, то ослабляя нажим, тогда линия будет живой. Лучше избегать слишком длинных прямых линий.
Тональный набросок идёт от пятна: здесь есть только самые основные линии формы, а все плоскости уже выявляются тоном через пятна света, пятна теней, полутонов рефлексов, бликов. Это достигается штриховкой, размазыванием растушёвкой, высветлением резинкой светлых плоскостей.
В основном наброски делают смешением этих двух техник, где тон и линии взаимно перемежаются, делая работу более выразительной.
Не критикуйте себя: в любом наброске можно найти что-то хорошее. Если будете много работать, то критики найдутся! Главное, чтоб набросков было много: из двадцати ежедневных набросков всегда можно найти парочку отличных. Работайте постоянно, тогда рука сама научится рисовать почти без вашего волевого и умственного усилия. Просто количество переходит в качество. Здесь этот закон хорошо работает. Для этого носите постоянно в кармане маленький блокнотик и маленький карандашик. Успехов!
Комментарии
Добавить комментарий