Мои алтайские уроки

Первое путешествие на Алтай стало вехой, многое перевернувшей в моей жизни, в том числе смыслы и образ жизни.

В конце 80-х я много болел. И только спустя сколько-то лет понял, что, крутясь в разных московских делах, незаметно «обесточился», когда энергия как бы уходит из тела, когда тело подвергается всяким болезненным состояниям, и если не выбраться на природу, болячки постепенно превращаются в реальные диагнозы.

Первый поход

В один из таких критических моментов жизни младший брат предложил сходить с ним в горы. Он уже не раз там бывал, приезжал оттуда розовощёким, с чёрно-белыми фотографиями. Позже появилась цветная фотография, и брат собирал друзей посмотреть цветные слайды про алтайские походы. Во время просмотров у меня возникало чувство, что и мне бы тоже нужно туда… Но было как-то страшновато, да и работа не совсем позволяла — в общем, находились причины оставаться в привычных городских буднях.

И вот его предложение… Идея этого похода дала мне какую-то неосознаваемую надежду. Начался 1991 год. Я жил мыслью о предстоящем походе, начал готовить амуницию: нужны были палатка, спальник, рюкзак и много ещё чего. Весной мы сходили в тренировочный поход на Валдай.

И вот поезд Москва-Барнаул, три с половиной дня в пути. В Барнауле после ночёвки в гостинице самолётом местных авиалиний мы добрались до городка Усть-Кокса. Впервые настоящие горы я увидел из самолёта, сверху. Снежные вершины казались игрушечными, и не видно было их угрожающей грандиозности. Приземлились в «сельском» аэропорту, наняли грузовик, расположились в кузове и по дороге обозревали Уймонскую долину с протекающей по ней рекой Катунь. Высадили нас перед мостом через Катунь, и далее уже с рюкзаками на плечах мы начали приближаться к горам. Прошли деревню Мульта. Жителей почти не встречали, но попадавшиеся были не очень приветливы. Прошли деревню, встали у шумного ручья на ночлег.

Первое впечатление – звёздное небо. В горах звёзды кажутся ближе. Шум ручья долго не давал уснуть, казалось, что он поёт, и хотелось узнать о чём. Утро, первый завтрак у костра, и вперёд. Дорога постепенно врезалась в горный массив, я ловил себя на том, что смотрю вверх на эти ещё небольшие горы, с непривычки идти было трудно, но открывающиеся красоты были сильнее, чем боль в плечах от лямок рюкзака. Позже бывалые туристы подсказали, что рюкзак был подобран неправильно. Пояс рюкзака не работал, как нужно, а ведь он должен был взять на себя большую часть веса тридцатикилограммового рюкзака. В общем, пришлось полтора месяца таскать на плечах «неправильный» рюкзак. К счастью, вскоре я забыл о своих страданиях, так как тропа и окрестные пейзажи требовали внимания. А первым уроком стало понимание, что амуницию нужно специально подбирать под себя – с пониманием и ответственностью.

Сложности маршрута

Первая цель, до которой была ещё одна ночёвка, — Нижнее Мультинское озеро. Туда добрались за три перехода, каждый по 15-20 км. На озере устроили день отдыха, и это было счастье. После трёх переходов с рюкзаком на плечах нужна была пауза. Холодная горная вода озера, в которую я впервые окунулся, костёр, солнце — всё это позволило быстро восстановиться. На следующем переходе прошли среднее озеро и после некоторых раздумий дальше пошли по правому берегу ручья, который здесь выглядел уже солидно. Это была ошибка — козьи тропы, которые мы приняли за туристическую тропу, вскоре закончились, и пришлось идти по отлогому нетвёрдому берегу, по сыпучке, в основном мелким камушкам. Эти мелкие камушки под ногами требовали внимательности при каждом шаге, чтобы не потерять равновесие. На подходе к третьему озеру надо было форсировать этот самый ручей. Сначала надо было найти удобный подход к воде и не очень глубокий брод, а затем, после перехода ручья, пройти ещё пару-тройку сотен метров. Но у меня уже не было сил, более тренированная группа ушла дальше, а я на «последнем издыхании» поставил палатку, там где стоял. Наутро за мной вернулась парочка добрых молодцов и помогли мне собраться и форсировать ручей.

Этот опыт преподнёс мне второй урок – важно правильно выбирать маршрут, если есть сомнения, лучше вернуться к отправной точке и начать снова.

Горная сказка

Наутро, выйдя из палатки, я осмотрелся, понял, что остановился невдалеке от цели, и начал собираться. Перешёл вброд ручей, на подходе к озеру увидел картину из какой-то сказки. На берегу озера, круто поднимающегося к горному хребту, стояли огромные кедры, чуть дальше прямо к воде спускалась морена из внушительных глыб, в щелях между глыбами нарисовались зверьки. То ли суслики, то ли сурки. Народ их прозвал чебурашками. Общались между собой чебурашки свистом. Если к этой картине добавить солнечное утро и блики на водной глади озера, то можно понять возникшее желание остаться жить в этой сказке. Этот день и два следующих на берегу Верхнего Мультинского озера вспоминаю время от времени как наиболее яркое впечатление своей жизни.

Травяной чай и небесная цветомузыка

Далее мы решили не идти на перевал, как предполагалось изначально, так как подумали, что длинный и крутой подъём по сыпучке не все смогут преодолеть. Поэтому той же дорогой вернулись к исходной точке нашего путешествия, на берег Катуни в Уймонскую долину. Недалеко от берега было несколько заброшенных домов, в одном из них проводил свой отпуск житель Новосибирска. Он занимался сбором лекарственных трав и был специалистом в этом деле, дал несколько дельных советов по некоторым травам, угостил травяным чаем. По его приглашению решили остаться на ночёвку в этом доме. Эта ночь тоже оставила неизгладимую картину в моей памяти. Где-то вдалеке раздавались глухие грозовые раскаты, а небо, очень низкое небо над нами отзывалось разноцветными сполохами, от тёмно-синего до прозрачно-голубого и иногда нежно-розового. Звёзды мерцали в этих всполохах, как бы подыгрывая всей этой цветомузыке. Хотя мы подустали, спускаясь с Мультинских озёр в хорошем темпе, пройдя более 20 км, спать не хотелось, и мы ещё долго сидели внутри этой живой картины. Так завершилось путешествие в Мульту, которая получила известность после путешествия по этим местам Николая Рериха.

Легендарная Белуха

Утром, позавтракав, мы вышли на трассу и, перехватив рейсовый автобус, поехали вниз вдоль Катуни по её левому берегу до поселка Тюнгур. В посёлке на правом берегу Катуни есть турбаза, но мы решили сходу углубиться в свой маршрут. Перешли по мосту реку Кучерла и углубились в лес, который привёл нас к началу подъёма на первый небольшой перевал. Тут и заночевали, чтобы с утра начать восхождение. К обеду осилили перевал, а к раннему вечеру остановились на ночлег уже на берегу Аккема. В некоторых кругах туристов это название очень на слуху, так как река питается ледниками самой Белухи. Это высочайшая гора на Алтае, 4509 м высотой. Для местного населения она имеет религиозное значение, а кто-то считает, что на этой горе находится легендарная Шамбала. До ледников Белухи понадобилось ещё два перехода. Гора нас встретила неприветливо – ветром и мелким занудным дождём. Под дождём быстро поставили одну палатку, все в неё забрались передохнуть и отогреться. Утром нас ждала награда. Белуха раскрылась во всём своём величии и гордой неприступности. Солнечный день несколько уравновешивал холод от ледника, который огромным языком спускался от горы к маленькому озерку, из которого и вытекал Аккем.

Дорога на перевал — шаг за шагом

На следующий день нам предстояло подняться на перевал Кара-Тюрек, на высоту примерно 3,5 км. Предстоял крутой подъём, я пошёл к его началу посмотреть подходы, ну, и по возможности, начало тропы. Когда поднял взгляд вверх на какую-то промежуточную точку (самая верхняя точка не просматривалась), стало страшновато. Смогу ли я добраться туда с рюкзаком? По Аккему, приближаясь к Белухе, мы тоже шли в гору, но этот подъём был почти пологим по сравнению с тем, что я увидел. На следующий день мы рано позавтракали, быстро собрались и вот уже стоим у подножья подъёма на перевал. Рюкзак на плечах вроде не такой тяжелый, как накануне, всё-таки был день отдыха… — это я себя так уговаривал. Да и пути де назад нет. Я выбрал точку на тропе вверху, которая просматривалась, и решил для себя, что надо дойти до неё, а дальше посмотрим. Группа ушла чуть вперёд, я остался один. Рюкзак действительно стал «легче»,— на крутой тропе пришлось сильно наклоняться вперёд, поэтому нагрузка на плечи уменьшилась. Это добавило немного оптимизма. До первой выбранной точки на тропе дошёл, не очень отстав от группы. Наметил другую точку повыше. Постепенно понял, что я иду шаг за шагом, особо не думаю о цели, о перевале, куда надо добраться. Появилась какая то внутренняя энергия. Всё внимание было сосредоточено на тропе, на следующем шаге. Исчезли пугающие мысли. Казалось, что мысли исчезли вообще и ничего нет на свете, кроме тропы.

«Я счастлив и нем»

На середине подъёма сделали небольшой привал. Подымался ветерок, на перевале он мог превратиться в буран, так говорили опытные люди. Отдыхать долго не хотелось, вместо пугающих мыслей появился интерес – а что же там наверху? Это было дополнительным стимулом к движению. Вспомнился фильм «Вертикаль» и одна из песен Высоцкого, она звучала  внутри и задавала ритм: «Кто здесь не бывал, кто не рисковал — тот сам себя не испытал…».

Когда солнце, которое почти всё время подъёма нагревало спину, заняло свою позицию в зените, чуть выше по нашему курсу начала просматриваться пологая площадка. По мере подъёма она становилась всё шире и уходила к двум отрогам. Бывалые сообщили, что мы на перевале. Дойдя до этой площадки, я понял, что при подъёме ни разу не оглянулся. И вот, не снимая рюкзак с плеч, я обернулся. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем…». Это самое малое, что можно сказать про тот момент! Слева за спиной по ходу нашего подъёма во всей своей красе и мощи сверкала на солнце величественная Белуха. Справа далеко внизу тонкой нитью уходила навстречу с Катунью река Аккем. Вдалеке блистали на солнце чуйские белки. Картина, которую сложно передать словами, а чувства невозможно описать! По традиции на перевале на газовой горелке разогревали какао. А я в это время взялся за свой блокнот и карандаш.

Сыпучий спуск

За перевалом нас ждала не менее впечатляющая картина, на которую хотелось глядеть, не отрывая взгляда. Но надо было спускаться. Спуск нам предстоял в более низкую, чем стартовая высота преодолённого подъёма, точку. И казалось, что это будет сплошное удовольствие. С иллюзией пришлось быстро распрощаться, когда мы вступили в узкий сухой каньон, бывшее русло ручья, и под нашими ногами захрустела уже знакомая «сыпучка». Примерно после часа спуска, иногда становящимся тренажёром на удержание равновесия, пытавшимся нас коварно прокатить по своим камушкам, мы вышли на небольшое плато, где с остатков ледника брали своё начало несколько ручьёв. Один из них постепенно превратился в бурную горную речку Текелюшку.

По крутому берегу Текелюшки мы и спускались до места впадения её в Кучерлу. При спуске до лесистости мы, увы, проскочили без остановки очень красивую кедровую падь. И я решил, что когда-нибудь вернусь, чтобы пожить здесь несколько денёчков. Спуск по берегу Текелюшки оказался не менее впечатляющим, как и другие события этого дня. Русло реки с красивейшими водопадами, у которых хотелось постоять и полюбоваться, чередовалось с узкими каменистыми тропами, иногда грозившими сбросить в бурный поток или на каменистый бережок. Требовалось быть супер внимательным, эта постоянная напряжённость на спуске изрядно меня утомила. Для себя я понял, что спускаться с горы тяжелее, чем подниматься. Спустились к Кучерле уже в темноте. Встали небольшим лагерем на небольшом пятачке, где шустрая Текелюшка перед впадением в Кучерлу разбила себя на несколько ручьев. Вот такой выдался денёк, с одной стороны, физически трудный, но с другой — отплатил за это впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.

После похода прочёл где-то восточную мудрость: «Если перед тобой гора, тебя одолевает страх и сомнения перед её преодолением – сделай первый шаг, а потом второй…». Вот таким был мой третий урок.