Дождевая вода собирается на обширной поверхности всей плоскости Иудейской пустыни и в подземных руслах стекает вниз от Иудейских гор к Мертвому морю — самой низкой точке планеты. На своем пути вода просачивается сквозь километры горных пород, фильтруется до кристальной чистоты и насыщается минеральными солями. Чистейшая минерализованная вода изливается водопадами на скальной гряде, окружающей Мертвое море, в месте, называемом Эйн-Геди. Вокруг на сотни километров простирается выжженная пустыня. Но в Эйн-Геди образовался уникальный оазис.
Иудейская пустыня
Водопады Эйн-Геди
Где вода, там и жизнь
Эйн-Геди — крупнейший на Мертвом море оазис. Ущелья водопадов покрыты бурной растительностью. В Эйн-Геди самая плотная концентрация тропических растений Израиля, некоторые из них чрезвычайно редкие.
Также богата и местная фауна. В Эйн-Геди обитают леопард, гиена, волк, лиса. Наиболее распространены в оазисе нубийская горная коза и капский даман. Эти животные упоминаются в Библии (псалом Давида 103:18):
«Высокие горы — убежище для диких козлов,
и скалы — для даманов.»
Нубийские горные козы прославились своей способностью лазать по вертикальным скалистым стенам, так они скрываются от хищников. Веками на нубийскую горную козу шла охота, и её популяция катастрофически сокращалась до грани полного исчезновения. Одно из наиболее значимых достижений движения по защите природы в Израиле было спасение этого животного от исчезновения благодаря принятию в 1955 г. закона о защите диких животных. После этого изображение головы нубийской козы стало эмблемой управления природных парков.
Нубийская коза
Даманы — это небольшие зверьки размером с кошку, по внешнему виду похожие на сурка или морскую свинку. Но в действительности даманы не имеют никакого отношения ни к кроликам, ни к морским свинкам, ни вообще к грызунам. Самые близкие их родственники — это, как ни удивительно, слоны. Их родство подтверждается общими морфологическими признаками и генетическими исследованиями. Даманы одни из самых древних животных на планете, их общий с хоботными предок обитал 65 миллионов лет назад и застал ещё динозавров.
В заповеднике Эйн-Геди даманы прячутся в зарослях камышей и вылезают иногда на скалы, чтобы погреться на солнышке. Их можно увидеть на туристической тропе. Даманы едят преимущественно растительную пищу и иногда насекомых.
Во время посещения национального парка трудно отказаться от удовольствия покормить дамана морковкой. Но делать это приходится на свой страх и риск. Во первых, можно получить штраф от сотрудников заповедника, во вторых, даман может тяпнуть за палец во время кормления.
Капский даман. (Источник: dona-anna.livejournal.com)
Где флора и фауна, там и человек
Человек селился в этих местах с глубокой древности. Наиболее ранние находки археологов относятся к эпохе докерамического неолита A (12000-10800 лет назад). Следующей по шкале времени находкой явился храм эпохи энеолита, насчитывающий около 5000 лет и относящийся к медному веку.
Первое постоянное поселение основано в железном веке около 630 г. до н. э. Было разрушено и заброшено после вавилонского разрушения Иерусалима в 587/86 г. до н. э.
В Эйн-Геди было найдено поселение персидского периода, вероятно конца V века до нашей эры. В эллинистический период в Эйн-Геди была построена крепость, и город становится королевским поместьем Хасмонеев. В византийский период (около 500 г. н. э.) Эйн-Геди был важным источником бальзама для греко-римского мира, но позднее поселение было уничтожено византийским императором Юстинианом.
Эйн-Геди очень часто упоминается в текстах Старого Завета. В книге Иисуса Навина 15:62, Эйн-Геди перечисляется в ряду пустынных городов колена Иудина. В книге Иезекииля 47:10 есть предсказание, что однажды Эйн-Геди превратится в рыбацкую деревню, это должно случиться, как вода Мертвого моря станет сладкой. В первой книге Царств 23:29 и 24: 1-2 упоминается, что Давид прятался в крепостях в Эйн-Геди, а царь Саул искал его. В псалме 63, Псаломе Давида, говорится, что когда Давид был в пустыне Иудейской, он пребывал в пустыне Эйн-Геди. Во второй книге Паралипоменон 20:2 Эйн-Геди упоминается, как Хазазон-тамар («участок финиковых пальм») из-за окружавших его пальмовых рощ, где моавитяне и аммонитяне собрались, чтобы сразиться с Иосафатом, царём Иудеи. Песнь Песней (Песнь Соломона 1:14 ) говорит о «виноградниках Эн-Геди». А в словах Экклезиаста 24:18: «Я возвысился, как пальма в Кадесе», скорее всего, речь идёт о пальмах Эйн-Геди.
Где человек, там и Дух
В середине 1960-х годов фермеры из кибуца Эйн Геди при вспашке поля обнаружили остатки древней синагоги. Раскопки велись в начале 1970-х годов и открыли большой красивый мозаичный пол, датируемый концом римской и византийской эпох. На полу были обнаружены пять древних прекрасно сохранившихся надписей.
Пол в синагоге. (Источник: Википедия)
В первой на иврите перечисляются 13 «допотопных» патриархов человеческого рода от Адама и до Ефета (Иафета). Вторая надпись (тоже на иврите) содержит список 12-ти знаков зодиака, 12-ти месяцев года, имена трёх еврейских патриархов (Авраам, Ицхак и Яаков). Третья надпись наиболее интересная, и её подробнее рассмотрим ниже. Четвертая и пятая надписи на арамейском представляют собой посвящения жертвователям и покровителям синагоги.
Надписи на полу в древней синагоге Эйн-Геди. (Источник: Википедия)
Итак, рассмотрим пристальнее текст третьей надписи. Он сделан на иврите и содержит предостережение и проклятие. Процитируем дословно его перевод на русский:
«Всякого, кто станет причиной раздора меж людьми, или опорочит ближнего в глазах иноверца, или украдет у ближнего, или откроет иноверцу наш секрет, — Тот, кто видит скрытое от глаз, обратит к нему своё лицо и истребит его из поднебесного мира, и весь народ скажет:
"Аминь!" Аминь, и будет так навечно!»
По наиболее распространенной официальной версии тайна, о которой идёт речь в предостережении, — это рецепт приготовления бальзама из дерева «афарсемон», который изготовлялся в этом районе и был одним их главных источников благосостояния местных жителей. Эта версия наиболее материалистичная.
Руководитель последней археологической экспедиции в Эйн-Геди, первооткрыватель «фабрики» для производства афарсемона, покойный профессор Изгар Гиршфельд (1950–2006) не согласился с этой общепринятой версией. Семь сезонов, с 1996 по 2002 год, Изгар Гиршфельд руководил раскопками этой деревни. Профессор утверждал, что у жителей Эйн-Геди была тайна важнее этого благовония, которое ко времени создания надписи изготовлялось уже не только в Эйн-Геди и вряд ли представляло такую уж важную коммерческую тайну. По мнению И. Гиршфельда, жители Эйн-Геди имели намного больше оснований скрывать от посторонних свой образ жизни. По его предположению, они находились под влиянием мистических взглядов ессеев, живших по соседству, и существенно расходились идеологически с основным раввинистическим направлением в иудаизме в тогдашних сообществах саддукеев и фарисеев. И подвергались гонениям со стороны представителей официального иудаизма. Таким образом, Эйн-Геди был одним из основных мест проживания таинственной общины ессеев.
Смотрите также фоторепортаж "Экскурсия по заповеднику Эйн-Геди, Израиль".
Комментарии
Добавить комментарий