Фотографируем для себя!

Здесь расскажу, как начать заниматься фотографией для себя, развить другой взгляд на окружающую жизнь и завести новое хобби. Сразу спойлер — лайфхаков не будет. Это мой личный метод, каким сам пользуюсь, поэтому будьте, пожалуйста, снисходительны к нему с точки зрения академического подхода.

 

БАЗОВАЯ ЕДИНИЦА

Для простоты понимания определим, что в фотографии является базовой единицей. То, из чего строится фотографический кадр. Это условное разделение, надеюсь, поможет быстрее сориентироваться.

Например, базовой единицей в кинематографе принято считать кадр. Совмещая один кадр с другим, средствами монтажа собираем понятную нам историю.

Фильм, состоящий из отдельных кадров, — законченное произведение. Но как быть с фотографией, если всё произведение — один кадр? Где тут базовая единица? Для этого предлагаю термин «сцена» (есть более академический термин — изобразительная плоскость, но предлагаю термин «сцена»).

 

Сцена— любое изображение, запечатлённое в кадре.

Пойдём от простого к сложному. Разделю фотографические сцены по содержанию на три типа:

компоновка, композиция, история.

Эти три термина «однокоренные», они тесно связаны. И в них можно выявить характерные признаки. При их описании провожу аналогию с музыкой тем, кто не занимался никогда фотографией, это, надеюсь, поможет.

 

Компоновка — уравновешенное сочетание объектов в кадре, которое не несёт кроме этого больше никакого смысла. Просто красиво расставленные пятна цвета, света или объекты. Ритм. Зеркальная симметрия. Контраст. В общем, в этой сцене есть по всем художественным канонам только приятная глазу абстрактна. По аналогии с музыкой — аккорд. Он может быть минорный или мажорный, быстрый или затяжной, громкий или тихий и так далее. Но это всего один аккорд, и до мелодии ещё далеко.

 

фото: Зигфрид Хансен

 

Композиция — условно второй по сложности уровень. Сочетание элементов в изображении создаёт дополнительный смысл, и это не просто фиксация реальности или набор абстрактных элементов. Это можно назвать зарисовкой, скетчем. Например, сцена, где мужчина дарит женщине цветы. Или какой-то человек едет на велосипеде. В общем, любой понятный и легко читаемый сюжет. В музыке — несколько красиво сочетаемых аккордов, в них уже чувствуется направление, которое может вылиться в мелодию.

 

фото: Стив Маккарри

 

История — это многослойное законченное произведение. Выполнено в определённой эстетике, где все элементы сочетаются между собой, создавая дополнительную глубину. Кадр несёт смысловой и эмоциональный момент. При взгляде на такую фотографию понимаешь, что случайным образом такое снять невозможно. По аналогии с музыкой — это мелодия с началом, кульминацией и концом.

 

фото: Грегори Крюдсон

 

И здесь для знатоков оговорюсь. Да, понимаю, для каждого из этих вышеописанных условных уровней есть фотографы или художники, которые стали классиками. Переосмыслили простые и сложные сюжеты. В музыке, например, я не слышал об известном альбоме, где все треки состоят из одного аккорда или звука. В визуальном же искусстве полно известных произведений с одной линией или точкой на одноцветном холсте. Визуальное искусство может двигаться как к усложнению, так и к упрощению, оставаясь законченным произведением.

 

 

Действие

Где-то там внутри вас, среди мнений других, проблем, планов, мечтами скрывается ваш индивидуальный творческий импульс. Чтобы он проявился, нужно произвести действие.

Интересно, что человек часто даже не знает, что ему действительно нравится. Свет, цвет, форма, ритм, сюжет или его отсутствие... Но понять это можно, только стараясь не обуславливаться трендами и мнением других.

Самое главное и прекрасное правило начинающего фотографа — вы делаете это для себя! Только вы критерий творчества. Нравиться процесс и результат должен только вам!

Итак, сам метод.

 

Погружаемся в тему

- Определите себе временной промежуток, желательно от одного до трёх месяцев. Каждое утро, вставая, вы держите в голове мысль, что всё это время будете заниматься творчеством. Начнёте снимать всё, что вам захочется, вообще не заморачиваясь, можно сказать, от «бедра». Идёте по улице, увидели пятно разлитой краски, почему-то вам оно нравится — сделайте фото. Уронили пакетик чая на белый стол, и это показалось интересным — сделайте фото. Лежит во дворе красный шланг, висят кеды на проводах, странно растёт дерево, лучик света падает на стену... В общем, всё что угодно, главное, это должно вас чем то цеплять. Возможно вначале, когда вы оказываетесь на улице и не видите ничего интересного, желание снимать у вас отпадёт. Это нормально. Поэтому поначалу совмещайте фотографию с прогулками. Даже если снять ничего не получится, хотя бы прогуляетесь по новым местам. Меньше самокритики на первых порах. Вас не должно угнетать, что результат не приходит сразу. Так бывает. Это процесс. Выходите на час, полчаса, на сколько возможно. Главное, систематически делайте, и всё придёт.

 

- В книжном магазине купите 2-3 книги. Мои рекомендации:

  • Картье-Брессон Анри «Решающий момент»;
  • Розен К «Имаджинариум или что стоит за кадром»;
  • Hans-Michael Koetzle (Taschen) «Photographers A-Z».

Или любую приемлемую по цене книгу по истории фотографии. Желательно с отечественными и иностранными мастерами. Книги необходимо листать, смотреть и читать на протяжении этих 3-х месяцев. Порядок определяйте сами. Сразу покупать много не стоит. Это начальный этап, всё должно делаться с небольшим усилием.

 

- «Контрольные отпечатки» — скачайте или добавьте себе в плейлист этот сериал. Серии очень короткие, минут 10-15 максимум. Смотрите раз в два дня по одной серии. Почитайте про фотографа, о котором вы смотрели. Подумайте, каким творческим методом он пользуется. Чем вам понравилось или не понравилось его творчество. Анализируйте так, как вы это понимаете.

 

- Печатайте свои фотографии. Скидывайте материал на компьютер, выбирайте кадры, которые вам понравились больше всего, и печатайте. Размером не больше 10х15 см, а лучше 7,5х5 см. Печатать можно на домашнем принтере, главное цветном. Как отбирать кадры, вы поймёте на практике и после просмотра сериала «Контрольные отпечатки».

 

- Компонуйте кадры — возьмите лист формата А3 и в спокойной обстановке скомпонуйте свои кадры в одну композицию. Кладите их на листок, двигайте, вращайте, думайте над взаимосвязями и сочетаниями. Где есть похожие линии, цветовые пятна, содержание. И найдёте множество вариантов, где ваши сцены, снятые в разное время, будут сочетаться между собой. Помимо внутреннего сочетания, можно их расположить так, чтобы они всей своей массой создавали какой-то узор или цвет. Когда найдёте подходящий вариант, зафиксируйте результат, наклеив фото. Это необязательно делать «за один присест». Печатать фотографии — необходимое условие!

На это уйдёт время, у кого больше, у кого меньше. Будьте к этому готовы. Сняли, отсмотрели, выбрали, напечатали, прочли главу, посмотрели серию. И так далее, это процесс.

Важно не думать, понравятся ли снимки другим или нет. Первое время лучше не предлагать отсмотреть ваши работы «на критику». Постарайтесь быть объективными. Сначала всё будет в новинку. Как бы прекрасно вы ни оценивали свои достижения, для людей в теме это так же, как рисунок ребёнка, впервые решившегося что-то нарисовать осмысленно.

 

Наслаждайтесь своими новыми открытиями, радуйтесь, любуйтесь ими, это даст вам толчок двигаться дальше. Но представлять их как художественные произведения  не стоит. Объяснять другим, что вы так видите и т. д. Это может привлечь страстных критиков, которые обожают «разносить» работы начинающих. В общем, любой творческий процесс изменит ваши привычные взгляды и расширит кругозор. Главное, помнить одно простое правило: вы делаете это — для себя!

Виктор КУХАРЧУК

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
7 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.