Урок рисования. Груши. Акварель

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, которые при растворении в воде образуют прозрачный слой тонкого пигмента и позволяют за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Акварельная техника начала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В Европе и России бумага получила широкое распространение позднее, но до этого акварель использовали при росписи фресок. Со временем техника изготовления фресок не изменилась. И по сей день по свеженанесённой извести в течение нескольких часов делается роспись акварелью «а-ля прима» (в один слой), без возможности исправить или перерисовать. Высохшая известь веками хранит нанесённый рисунок.

Несколько основных приёмов

Для работы в акварельной технике можно использовать целый спектр разнообразных приёмов. Многие из них уже стали классическими и широко используются в качестве основных. Такие приемы, как работа акварелью по сухому или по мокрому. Акварелью можно работать в один подход или в несколько, просушивая слои краски после каждого нанесения.

бумага Рассмотрим несколько основных приёмов. Для этого понадобится акварельная бумага, кисти разного размера, акварельные краски, бумажный скотч, планшет и простой карандаш.

Для работы обязательно нужна акварельная бумага. Это специальная проклеенная бумага с фактурой, которая, в отличие от другой бумаги, слабо деформируется при работе водорастворимыми красками. Перед тем как приступить к работе, нужно прикрепить акварельную бумагу к планшету бумажным скотчем.

 

краски

Акварельная краска может быть самой простой и недорогой. Главное, чтобы в ней не было экзотических и синтетических оттенков. Палитра должна состоять минимум из 12-ти основных цветов, которые при смешении дают нужные оттенки:

синий+желтый=зеленый

красный+синий=фиолетовый

красный+зеленый=коричневый.

 

 

О кистях: считается, что для работы с акварелью нужны кисти из натурального ворса. По своему опыту знаю, что современные синтетические кисти тоже хороши. Для работы в ход пойдут и круглые и плоские кисти и кисти небольшого размера. Всё зависит от размера листа.

После прикрепления листа бумаги к планшету можно приступать к работе. Вначале нужно прорисовать простым карандашиком общие очертания предметов, расположить их на листе, а затем приступать к работе красками.

эскиз

Принципы работы с цветом

Весь секрет акварели, как впрочем, и любого другого материала не только в знании техники и приёмов, но и в умении работать с цветом. Важно знать, что объём предмета передаётся с помощью противопоставления тёплых и холодных цветов в тени и на свету. Тёплые цвета приближают, а холодные визуально удаляют.

Ещё важно знать, как наш глаз воспринимает естественные и неестественные цвета. В природе нет неестественных оттенков, все, даже яркие, предметы выглядят органично. Это обусловлено тем, что даже воздух имеет цвет. В отдалении предмет меняет оттенок. К тому же на предмет всегда падают какие-то тени, блики. В природе нет моноцветов, «взятых из тюбика». Практически в каждый цвет добавлено немного серого или коричневого.

Начнем с того, что сама акварельная краска представляет из себя совершенно прозрачную субстанцию. В классической палитре нет белого цвета, так как белым цветом является незакрашенная бумага, или же всегда нужное место на рисунке можно высветлить влажной и хорошо отжатой кистью. Акварельная бумага очень вынослива и хорошо переносит подобные процедуры.

Что же касается использования в акварели белой краски, то это в некотором роде умаляет свойства и преимущества материала. Потому что при смешивании белого цвета с другими цветами, те приобретают меловые оттенки. Пропадает лёгкость и прозрачность.

Когда приступаем к работе, нужно помнить, что вся живописность и лёгкость акварели заключается в перетекании тонов. А чтобы тона могли перетекать, бумагу нужно намочить. Вода наносится на лист кистью на весь лист или на отдельные его части.

цвета1

Здесь хорошо виден этот этап работы. Цвета перетекают один в другой. При этом использованы только основные цвета и блики. После нанесения каждого слоя рисунок нужно просушить феном, а затем наносить следующий.

Проявляем объём

цвета2

Здесь видно, как уже начинает появляться объём предметов, так как нанесён и растушёван контур. И здесь начинается самое интересное. Чтобы появился объём, нужно правильно выставить соотношение тёплых и холодных цветов. Иначе предметы будут плоскими или визуально выворачиваться наизнанку.

 

цвета3

Теория цвета гласит, что чем дальше предмет, тем он будет выглядеть холоднее, то есть в его цвет будут подмешиваться синий или зелёный оттенки.

Чем дальше жёлтый цвет, тем холоднее он будет выглядеть. Это хорошо видно при рассмотрении пейзажей. Именно поэтому впадинам и краям округлых предметов нужно придавать холодноватый оттенок, это и будет их визуально удалять

Теория цвета также гласит, что если предмет освещён естественным светом, то его освещённая часть будет холодной, а тени тёплыми. Но не стоит забывать, что при удалении предмета его округлый край будет приобретать также и голубоватый холодный оттенок. Поэтому придётся искать приемлемый компромисс.

Если же на предмет направлен искусственный свет, например прожектора, то освещённая часть предмета будет тёплой, а тени холодными.

цвета4

Разберем по шагам, как дальше вести работу. В данном случае натюрморт освещён искуственным (тёплым) светом, и поэтому блики будут иметь тёплый оттенок. Далее передаём их основные цвета. Такие, как охристые полутени, красноватые румяные пятна. После нанесения каждого слоя краски просушиваем работу. Это даст возможность наслаивать слой за слоем, усиливая цвет и разнообразие оттенков, которые и передадут живописность и красоту предмета. Ещё раз напоминаю, что при смешении красок нужно добавлять немного сероватых и коричневатых оттенков. Тогда изображение будет выглядеть естественно и живописно.

цвета10

Теперь начинаем дорабатывать рисунок, используя принцип холодных цветов — наносить по контуру предметов и в углублениях голубоватый тон. Именно поэтому предметы становятся выпуклыми и осязаемыми. То же самое происходит и с фоном. Его оттеняют зеленовато-синим цветом, что отдаляет задний план, ещё более подчёркивая объём предметов.

цвета11

цвета12

Передний план дорабатываем цветами тёплых оттенков. И рисуем тени, которые, несмотря на коричневый цвет, имеют в себе немного холодного оттенка, поскольку композиция освещена тёплым светом.

Эти нюансы зачастую сложно рассмотреть на композиции, но не так сложно запомнить. Для этого закройте глаза и представьте залитый солнцем день. Вокруг ярко-жёлтые лучи солнца, при этом чем ярче солнце, тем контрастней тени. Они приобретают выраженный ярко-синий цвет.

Если же представить пасмурную погоду, когда через облака струится белый холодный рассеянный свет, то все предметы приобретают тёплые оттенки теней. А соотношения холодного цвета бликов и тёплых теней очень мягки и приятны глазу. Именно поэтому художники больше любят пасмурную погоду.

Марианна КАРНАУХ

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
2 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.